LUCY MALKIS

Creative solutions are all well and good.
Creative solutions with reason and strategy are better.
+7 (495) 959-61-98
+7 (495) 767-53-68
 
Клиент
Проект







Этапы психологического сопровождения


Этапы психологического сопровождения

Консультирование имеет свои формальные фазы:

• подготовку;

• диагноз;

• планирование действий;

• коррекция психоэмоционального состояния;

• завершение.

   Подготовка. Это - первые контакты, определение ролей клиента и консультанта, предварительный план задания, переговоры и соглашение об условиях сотрудничества. В этой фазе особенно важны уяснение сути проблемы и установление начальных взаимоотношений "клиент - консультант". Происходит прикидка и принятие ролей. Например: - учитель - ученик; - соратники; - союзники, - родители - дети. Определяются демонстрируемые и скрытые социальные роли, формируются основы доверия и устанавливаются его пределы - в конечном счёте, закладывается фундамент серьёзного психологического контакта.

   Независимость психолога-консультанта - лучшее условие для эффективной работы по коррекции невротического состояния. Консультант должен иметь финансовую, административную и эмоциональную независимость. Полезно осознать, что консультант работает для вашего здоровья и успеха не только на осознаваемом, но и на бессознательном уровне.

   Административная независимость выражается в том, что консультант не подчинён административным решениям клиента. Когда консультант является сотрудником организации, возникает серьёзная опасность искажения состояния дел. И время, и деньги компании тратятся впустую.

   Эмоциональная независимость заключается в праве консультанта на эмоциональное и психологическое дистанцирование от клиента, несмотря на добрые чувства, обоюдно возникающие в процессе консультирования.      

   Формы соглашения о психологическом консультировании и терапевтическом взаимодействии могут быть различными:

- устный договор;

- письменный договор о сотрудничестве;

- письменный контракт на выполнение определённой работы.

Но самым важным является психологический контакт: психолог-консультант и клиент обязуются сотрудничать, доверяя и уважая друг друга. Все участники процесса с самого начала должны согласовать цели и критерии успеха. В целом, в подготовительной фазе осуществляются: первый контакт с клиентом, предварительный диагноз проблемы, планирование задания, предложения клиенту относительно задания, соглашение на консультирование. В фазе диагностики происходит: - выявление и анализ фактов; - детальное изучение проблемы. Прорабатывается соотношение технологической, организационной, психологической и других сторон проблемы. Определяются её основания и первопричины.

   Как и на всех других стадиях, особенно важно взаимодействие и сотрудничество клиента и консультанта. Клиент должен почувствовать проблему созвучно пониманию консультанта. На стадии планирования действий принимаются решения о том, какие изменения нужны. Альтернативные варианты оцениваются и передаются клиенту для выбора. И затем планируется осуществление решений.

    Чем психологическое сопровождение отличается от тренинга?

Психологическое сопровождение – это не терапия, не тренинг и не раздача советов. На тренинге вас учат тому, что можно назвать обобщённо «лучшим опытом». Тренинг - это научение. Например, в спорте тренерство зачастую представляет собой оригинальную смесь личного опыта тренера (инструкций) и мотивации (ругани и ободрения). Тем не менее, нельзя отрицать присутствие в нём особого элемента персонализированных отношений помощи.

   А психологическое сопровождение - это особый вид деятельности, который ориентируется на индивидуальные потребности клиента и его организации и направлен на результат. То и другое, несомненно, хорошо сочетаются.  Одно из проведенных недавно исследований показало, что психологическое сопровождение повышает отдачу от тренинга не менее чем на 25%.

Можно назвать следующие ключевые черты психологического сопровождения:

Личностный характер. Это предполагает отношения между вами и вашим консультантом, приспособленные к вашим нуждам и целям. Это рабочий альянс, направленный на помощь вам в достижении того, чего вы хотите достичь. Сфокусированность на цели. Вы сами определяете цели, которых хотите достигнуть. Функция психолога – помочь вам их сформулировать так, чтобы вероятность их достижения была максимальной. Рабочая поддержка. Консультант не подгоняет вас, но и не даёт расслабиться, забыть о том, зачем вы этим занимаетесь. Он продумывает, какие идеи, процессы и стратегии могут быть вам полезными, и представляет их к проработке и обсуждению. Но помните: вы «за рулём», и у вас есть полное право «ехать куда угодно». А инструктор рядом и его задача – не дать вам потерпеть аварию, чтобы в последующем вы могли вновь взять управление в свои руки. Вас в большей мере поддерживают, нежели говорят, что и как делать. Здесь нет жёстких долженствований, хотя может быть предложено несколько разных (порой диаметрально противоположных) стратегий. Парадокс в том, что любая из них может привести вас к успеху. Мотивированность. Подразумевается, что вы всерьёз относитесь к этой работе. Для этого вы отводите специальное время, отставляя в сторону другие «важные дела».

 Автор: Алексей Викторович Иванчев,

психолог-аналитик, бизенес-консультант